Нормативно-правовое регулирование ветеринарно-санитарной безопасности продуктов животного происхождения при санкционированной торговле

Скачать статью в PDF формате
English version

УДК 619:[637:614.3]:340.137


НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ПРОДУКТАМ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРИ САНКЦИОНИРОВАННОЙ ТОРГОВЛЕ

Доронин-Доргелинский Е.А., Сивкова Т.Н.
ФГБОУ ВО Пермская ГСХА


Введение. Выпуск полноценной и безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции животноводства и поддержание благополучной эпизоотической ситуации на всей территории РФ одна из важнейших задач ветеринарии. Для осуществления этой задачи санкционированная торговля продуктами питания должна осуществляться в строго определенных местах (рынки, ярмарки, магазины, оптово-розничные базы и т.д.), с соблюдением установленных требований. Несмотря на действующие нормы и правила, лица, занимающиеся оборотом пищевых продуктов, зачастую либо не знают о существующих нормативно-правовых требованиях, либо умышленно их не соблюдают, допуская значительные нарушения законодательства в области ветеринарии и безопасности пищевых продуктов.

Материалы и методы. Материалами для исследования служили законы и подзаконные нормативно-правовые акты Российской Федерации и технические регламенты Таможенного союза в области ветеринарно-санитарной экспертизы, ветеринарного контроля и надзора. В работе использовали сравнительно-правовой и логический методы.

Результаты. Статья 1 Закона РФ «О ветеринарии» гласит, что ветеринария - это область деятельности, направленная на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Реализуя статью 1, статья 21 Закона РФ «О ветеринарии» предусматривает, что мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения, также корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках, подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей [1].

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса мясной продукции» предусматривает:

Пункт 21. Производственные объекты, на которых осуществляются процессы убоя продуктивных животных, переработка (обработка) продуктов убоя и производство мясной продукции, подлежат государственной регистрации в соответствии с положениями технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).

Пункт 98. В процессе перевозки туши, полутуши и четвертины транспортируются в вертикальном подвешенном состоянии, исключающем их соприкосновение. Туши, полутуши и четвертины в замороженном состоянии допускается перевозить в штабелированном виде, исключающем загрязнение поверхности туш [2].

Статья 20 пункта 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусматривает, что реализация на продовольственных рынках пищевых продуктов непромышленного изготовления допускается только после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и получения продавцами заключений государственной ветеринарной службы РФ, удостоверяющих соответствие таких пищевых продуктов требованиям ветеринарных правил и норм [3].

Пункт 1 «Правил об организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов» предусматривает, что ветеринарные сопроводительные документы (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки) обеспечивают ветеринарно-санитарную безопасность подконтрольной продукции и животных, подтверждение ветеринарного благополучия территорий мест производства подконтрольных товаров по заразным болезням животных, в том числе болезням, общим для человека и животных, и обеспечение прослеживаемости подконтрольных товаров при перемещении их по территории РФ [4].

Заключение. Таким образом, национальное законодательство РФ и законодательство Таможенного союза определяет ряд обязательных требований ветеринарно-санитарной безопасности, предъявляемые к каждой партии продуктов животного происхождения, которые постоянно осуществляют и контролируют государственные ветеринарные специалисты СББЖ (станций по борьбе с болезнями животных):
- благополучная территория по заразным болезням;
- здоровые убойные животные;
- убой животных на мясо на специально установленных местах – убойный пунктах имеющих государственную регистрацию;
- проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и клеймение туш;
- безопасные продукты, полученные от них (по органолептическим, микробиологическим, паразитологическим, токсикологическим, радиологическим, ГМО и иным показателям);
- оформление ветеринарных сопроводительных документов для транспортировки;
- перевозка продуктов в специальном транспорте, с соблюдением температурного режима, в подвешенном виде и т.д.;
- получения разрешения на торговлю на рынках при реализации продуктов непромышленного изготовления.


Литература: 1. Закон РФ «О ветеринарии» от 14.05.1993 N 4979-1 (ред. от 13.07.2015). 2. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса мясной продукции» от 09.10.2013 N 68 ТР ТС 034/2013. 3. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 г. ФЗ -№ 29. 4. Приказ Минсельхоза России от 17.07.2014 N 281 (ред. от 07.10.2015) «Об утверждении Правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2014 N 33161).



© 2016 The Author(s). Published by All-Russian Scientific Research Institute of Fundamental and Applied Parasitology of Animals and Plants named after K.I. Skryabin.
This is an open access article under the Agreement of 02.07.2014 (Russian Science Citation Index (RSCI) and the Agreement of 12.06.2014 (CABI.org / Human Sciences section).