Биологическая подготовка врачей-паразитологов как составляющая фундаментализации непрерывного медицинского образования

Подготовка кадров
УДК 57 (07)
Скачать статью в PDF формате
English version


БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ-ПАРАЗИТОЛОГОВ
КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИИ
НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С.Ю. АСТАНИНА
кандидат педагогических наук
оссийская медицинская академия последипломного образования,
Москва, 123995, Ул. Баррикадная, д. 2/1,
e-mail: astanina@gmail.com

Биологические знания являются обязательным условием качества подготовки врача-паразитолога. Приведено обоснование системного биологического знания как когнитивной основы фундаментальной подготовки врачей-паразитологов. Определен комплекс дидактических условий для реализации этого положения:

- целевой компонент образовательного процесса должен быть направлен на решение проблемы  междисциплинарной интеграции, как необходимого условия повышения качества подготовки врача;

- отбор и структурирование учебного материала биологических дисциплин должны осуществляться с позиций системно-интегративного подхода;

- выделение системообразующих обобщенных дидактических единиц «Системное биологическое знание» как полифункциональных интегративных комплексов.

Ключевые слова: фундаментализация, образование, система биологической подготовки, дидактические условия, интегративные комплексы.

 

В настоящее время в России интенсивно идет реформирование профессионального образования. В этих условиях особый интерес представляют пути совершенствования профессиональной подготовки специалистов в области медицины.

Отличительной чертой современной медицинской науки является ее «биологизация», широкое применение подходов, базирующихся на методах молекулярной и клеточной биологии.

В последнее десятилетие в мировом научном сообществе проводятся исследования организма человека и населяющей его микробиоты как единой симбиотической системы, находящейся в тесных метаболических взаимосвязях [8].

По мнению Скворцовой [10], инновационная модель развития здравоохранения предусматривает тесное взаимодействие системы здравоохранения, медицинской науки, медицинского образования, ... активное внедрение результатов научных исследований и разработок в медицинскую практику, а также целенаправленную подготовку специалистов, способных обеспечить внедрение научных достижений и дальнейшее применение их в практике здравоохранения. Выполнение поставленной задачи возможно путем усиления фундаментальной подготовки врачей.

Фундаментализация  открывает широкие возможности для непрерывного медицинского образования, которое играет существенную роль для профессионального совершенствования [2]. В связи с этим особое звучание приобретает естественнонаучная грамотность, в том числе по биологии [4], как составляющая фундаментальных знаний. 

Биологические знания – когнитивная основа фундаментализации медицинского образования. С целью глубинного познания причинно-следственных связей в системе «человек и окружающая среда» требуется включение в программу биологических дисциплин, дающих основы понимания места человека в окружающей среде, биосфере в целом.

Воплощение идеи фундаментализации относится и к подготовке специалистов по специальности «Паразитология». Доминирующее место в базовой подготовке занимает биология.

Общепрофессиональную компетентность врача-паразитолога, согласно квалификационной характеристике, характеризует способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических, клинических, медико-профилактических наук в различных видах своей профессиональной деятельности по профилактике и борьбе с паразитарными болезнями.

Фундаментализация не подразумевает овладения всеми существующими знаниями. Речь идет об освоении принципиальных знаний, отражающих фундаментальные моменты двуединого процесса интеграции и дифференциации в науке и практике [4].

Многочисленные попытки реконструкции учебных программ и планов, носящие, как правило, эмпирический, интуитивный характер, приводят к неоправданному расширению объема материала, усугубляют противоречие между лавинообразным ростом научной, учебной информации и ограниченными сроками обучения врача [6, 7].

Попытки оптимизации обучения за счет поиска новых методов также не смогли изменить существа дела, поскольку эти попытки не связывались с процессом оптимизации не только содержания обучения, но и его целей [1].

Теоретико-методологические подходы к определению сути биологической подготовки в непрерывном медицинском образовании остаются проблемой профессионального образования врачей, в том числе по паразитологии.

Цель исследования – обосновать и разработать содержание биологической подготовки врачей-паразитологов в непрерывном медицинском образовании.

Материалы и методы

Работу выполняли на кафедре тропических и паразитарных болезней Российской медицинской академии последипломного образования при участии доктора медицинских наук, профессора А.С. Довгалёва. В исследовании приняли участие 68 врачей-паразитологов, обучающихся на циклах профессиональной переподготовки и общего усовершенствования.

Методологическая основа исследования включала системный и интегративный подходы к изучению состояния и результатов биологической подготовки врача-паразитолога в послевузовском и дополнительном медицинском образовании на основе достижений фундаментальных медико-биологических наук.

Результаты и обсуждение

В процессе исследования мы исходили из того, что биологическая подготовка врача-паразитолога в непрерывном медицинском образовании должна иметь системный характер. При этом необходима интеграция между  фундаментальными биологическими и специальными медицинскими дисциплинами как одно из основополагающих условий в подготовке квалифицированного врача, владеющего профессиональными компетенциями в диагностической, профилактической и организационно-управленческой деятельностях. 

Проведенные исследования показали прямую зависимость качества профессионального образования врачей-паразитологов от конкретности, диагностичности и практикоориентированности учебной цели. Так, цель профессионального образования врачей–паразитологов состоит в подготовке  квалифицированного специалиста, обладающего системой универсальных и профессиональных компетенций, способного и готового к самостоятельной профессиональной деятельности  при организации и проведении комплекса мероприятий в очагах паразитарных болезней, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

Достижение поставленной цели в области фундаментальной подготовки врачей возможно при наличии у обучающихся системных биолого-медицинских знаний и способности интегрировать полученные знания при решении профессиональных задач по профилактике паразитарных болезней.

Интеграция специальных, смежных и биологических дисциплин, являющаяся методологической основой фундаментализации, осуществляется на основе некоторых признаков общности, присущей каждой из этих дисциплин. В качестве таких инвариантов, раскрывающих целостность научной картины мира и место в ней проблемы «человек и его здоровье», выступают дидактические единицы [7].

В нашем исследовании содержание программы по фундаментальной подготовке врача-паразитолога формировалось в соответствии с поставленными целями и задачами, а также с квалификационными требованиями к врачу-паразитологу на основе интеграции дидактических единиц (табл.).

Вернадский отмечал, что при росте научного знания быстро теряются грани между отдельными науками, при этом специализация все более осуществляется не по наукам, а по проблемам [3]. Наука приобретает проблемно-ориентированную направленность с созданием интегрированных комплексов систем знаний. К ним относится и проблема паразитарных болезней.

Формируя системное биологическое знание у врача-паразитолога в процессе изучения, важно рассматривать проблему «человек и паразитозы»  в контексте общих аспектов  теории здоровья, которые подразделяются на фундаментальные и прикладные [2, 9]. К фундаментальным теориям можно отнести:

- теорию нормы реакции организма человека не только как индивида (с его генотипом, фенотипом, реатипом и психотипом), но и как представителя определенной популяции (популяционная норма);

- теорию биологической предопределенности болезней, обусловленную генетическими и природно-социальными факторами; 

- теорию биологического баланса, который обеспечивается взаимодействием внешних и внутренних факторов здоровья, приводящим к адаптации или дезадаптации человека к окружающей среде.

К прикладным теориям относят теорию риска, возникающего в экстремальных ситуациях и здорового образа.

 

Междисциплинарная интеграция в содержании образовательной программы  по специальности «Паразитология»

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая паразитология и эпидемиология

Медицинская энтомология 

Протозойные болезни

Гельминтозы

Трансмиссивные болезни, вызываемые вирусами, риккетсиями и боррелиями,  арахноэнтомозы

Лабораторная диагностика паразитарных болезней

Санитарная паразитология

Принципы, методы и организация борьбы с паразитарными болезнями

Иммунитет и иммунодиагностика паразитарных болезней

 

СМЕЖНЫЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

Эпидемиология

Клиническая лабораторная диагностика

Коммунальная гигиена

Гигиена детей и подростков

Гигиена питания

 


                                                                                             

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

Животный мир как компонент экологической среды человека (основы медицинской зоологии и паразитологии)

Распространение паразитических форм в животном мире

ИММУНОЛОГИЯ

Основы общей иммунологии

Учение об иммунитете

Функциональная организация иммунной системы

Клиническое значение исследования клеточных и гуморальных факторов иммунной системы

Иммунная система при инфекциях

Наследственные, врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния

Лабораторные методы исследований иммунной системы

МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ

Медицинская география и паразитарные болезни

Медицинская география и трансмиссивные болезни, вызываемые вирусами, риккетсиями, боррелиями, простейшими

Климат, его влияние на человека, возбудителей  паразитарных болезней и их переносчиков

Заключение

Проведенными исследованиями выявлена необходимость вхождения биологических дисциплин в основную профессиональную образовательную программу врачей-паразитологов. Преподавание смежных и фундаментальных дисциплин врачам-паразитологам не должно копировать программы соответствующих кафедр высшего учебного заведения; оно должно реализовываться на основе специально разработанных дидактических единиц, включенных в программы подготовки врачей по направлению «Паразитология».

Когнитивную основу фундаментализации врачей-паразитологов составляет системное биологическое знание, которое в структуре содержания непрерывного медицинского образования не представлено в готовом виде. Его необходимо формировать в ходе образовательного процесса. Для реализации этого положения требуется разработка определенного комплекса дидактических условий. Анализ проблемы показал, что такими условиями являются:

- отбор и структурирование учебного материала биологических дисциплин должны осуществляться с позиций системно-интегративного подхода;

- выделение системообразующих обобщенных дидактических единиц «Системное биологическое знание» как полифункциональных интегративных комплексов.

Среди трех важнейших компонентов профессиональной подготовки (цель, содержание и принципы организации образовательного процесса) ведущим является цель, т. к. цель определяет содержание профессиональной подготовки и решение проблемы  междисциплинарной интеграции.

Возрастающие требования к биологической подготовке врачей-паразитологов свидетельствуют  о том, что биологические знания являются обязательным условием качества подготовки врача и когнитивной основой фундаментализации непрерывного медицинского образования.